107023 г. Москва, Мажоров переулок, д. 7
+7(495)740-53-99
audit@finau.ru

Новеллы в заполнении бухгалтерской отчетности Существенность

Новеллы в заполнении бухгалтерской отчетности Существенность

 

Минфин России издал Приказ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023), в соответствии с пунктом 7 Приказа документ вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

И, в и так непростой процедуре по заполнению бухгалтерской отчетности появились дополнительные вопросы (нюансы, сложности).

Еще в пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» было предусмотрено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Надо отметить, что бухгалтера часто пренебрегали данным требованием и игнорировали надлежащее оформление Пояснительной записки, чем в ряде случаев нарушали ПБУ 4/99. Согласно положению части 2 пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, в редакции от 08.11.2010, показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При формировании в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках показателей по статьям «Прочие» (общей суммы) недопустимо включать в их состав данные об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, существенные для понимания результатов деятельности организации (из Письма Минфина РФ от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

Указанные данные необходимо также отразить в Пояснительной записке.

Отсутствие существенных показателей в Пояснительной записке нельзя признать (или не всегда можно назвать) грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, так как согласно положениям стать 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

• искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

• искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Тем не менее, это нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Согласно части 4 п. 1 Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» показатель считается существенным, если его нераскрытие могло повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависело от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация могла принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %. В соответствии с Приказом Минфина России от 22.09.2010 N 108н, начиная с отчетности за 2011 г. положения вышеуказанного Приказа (№67н) не применяются.

Таким образом, в настоящее время организация должна самостоятельно определить количественный критерий существенности. При этом необходимо закрепить его в бухгалтерской учетной политике.

Как и прежде, кроме количественного, необходимо учитывать и качественный критерий, то есть даже, если стоимостная оценка показателя ниже предусмотренного организацией количественного уровня существенности, но без знания о нем невозможно корректно оценить финансовое положение организации или финансовых результатов ее деятельности, такой показатель тоже должен быть раскрыт в бухгалтерской отчетности.

Качественный критерий это такой критерий, который имеет определенный интерес для пользователей бухгалтерской информации, который полезен для принятия ими решений. При отнесении того или иного показателя к существенным необходимо оценить его надежность и сопоставимость. Именно поэтому большое значение уделяется последовательности применения принципов и методов бухгалтерского учета в организации, а согласно положениям п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н) изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

С другой стороны, необходимо оценить уместность информации, относимой к существенной, должны быть исключены все избыточные (лишние) сведения.

Кроме того, информация должна быть представлена в таком виде (форме), чтобы минимизировать риск разглашения коммерческой тайны.

При определении того – будет ли данная информация существенной, не нужно забывать и еще об одном принципе бухгалтерского учета: затраты на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности не должны превышать выгоды от бухгалтерского учета.

В случае, если бухгалтер сомневается в отнесении того или иного показателя к существенному, или стоит перед определенным выбором (компромиссом) учитывать или нет те или иные качественные характеристики, профессиональное суждение бухгалтера может быть подкреплено профессиональным суждением сторонних специалистов, например, аудиторов.

Исходя из анализа п. 11 ПБУ 4/99 решение о необходимости раскрывать в бухгалтерской отчетности тот или иной показатель (иными словами признавать тот или иной показатель) зависит от количественного и от качественного критерия.

Нужно ли учитывать оба этих критерия в совокупности, либо в случае, если количественный критерий будет достигнут, то наличие качественного (характер, конкретные обстоятельства и т.п., будет уже не важно?

Можно ли установить разные количественные критерии для разных показателей?

На наш взгляд, все указанные вопросы должны быть прописаны в бухгалтерской учетной политике организации.