107023, Россия, г. Москва, Мажоров переулок, д. 7а, 1 подъезд
+7 (495) 740-53-99
audit@finau.ru

Письма МИНФИНА

Письма МИНФИНА

 

Не секрет, что налоговая система в России еще не сформировалась.

За 2010 в Налоговый кодекс РФ было внесено около 30 изменений.

Как сориентироваться в законодательстве, которое содержит много неясностей и пробелов?

Одним из главных помощников и ориентиров для бухгалтеров являются письма Минфина России.

Однако часто (хотя и не всегда) письма Минфина содержат приписку: «одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом» или «письмо не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

Так что же это такое – письма Минфина, каков их юридический статус, можно ли ими руководствоваться?

Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, каковым в частности, является Минфин России, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Нормативно-правовые акты указанные федеральные органы могут издавать только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции. Данные нормативно-правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Так, в частности, согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, Минфин РФ утверждает:

— формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций,

— порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, не имеет права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Таковым органом, в частности, является Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (их еще называют подзаконные нормативные акты) издаются в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

Они могут быть изданы только в виде:

•  постановлений,

•  приказов,

•  распоряжений,

•  правил,

•  инструкций,

•  положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Нормативные правовые акты: 

•  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,

•  устанавливающие правовой статус организаций,

•  имеющие межведомственный характер,

— подлежат государственной регистрации.

На наш взгляд, все документы, которые связаны с общими правилами бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивают права и обязанности человека и гражданина, и поэтому подлежат государственной регистрации.

Зарегистрированные акты подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

Официальное опубликование осуществляется в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.

Порядок вступления в силу актов Минфина РФ, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, не установлен.

Согласно положениям Приказа Минфина от 04.03.1999 N 47 (Приказ на регистрацию в Минюст не представлялся и опубликован не был), руководителям самостоятельных структурных подразделений Минфина РФ поручается обеспечивать публикацию актов, признанных Минюстом РФ не нуждающимися в регистрации, в «Финансовой газете».

Федеральная налоговая служба публикует свои акты, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в регистрации согласно Письму МНС РФ от 10.09.2003 N 27-0-10/215-АЕ915 в журнале «Документы и комментарии».

Согласно положениям статьи 34.2 Налогового кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Приказом Минфина РФ от 10.06.2010 N 57н утвержден Административного регламента Министерства финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.08.2010 N 18252).

Можно ли отнести данные письменные разъяснения к нормативно-правовым актам? Каков их правовой статус? Ведь они публикуются?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу правового статуса письменных разъяснений Минфина России и разъяснил, что размещение письменных разъяснений Минфина России в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования (Письмо Минфина РФ от 24 февраля 2010 г. N 03-04-05/10-67).

Письменные разъяснения Минфина России, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами.

Так как:

— имеют индивидуальный характер (направлены конкретному лицу по конкретному случаю);

— издаются в виде писем;

— не проходят государственную регистрацию;

— не проходят процедуру официального опубликования.

Даже в случае, если письменные разъяснения Минфина России не направлены конкретному налогоплательщику, а опубликованы в печати для всеобщего обозрения, такие разъяснения также не будут являться нормативно-правовыми актами, в случае, если они изданы в виде письма, не прошли государственную регистрацию и процедуру официального опубликования.

Это подтверждается и судебной практикой. Так, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 N 18АП-3139/2010 по делу N А07-20292/2010 по делу о признании незаконными решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, можно найти вывод суда о том, что ссылки налогового органа на письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@, Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67, суд правомерно отклоняет, указывая на то, что данные письма не являются нормативными правовыми актами и не могут быть признаны обязательными для исполнения.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

Но надо помнить, что даже данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).