107023 г. Москва, Мажоров переулок, д. 7
+7(495)740-53-99
audit@finau.ru

Защита прав налогоплательщика — дело рук самого налогоплательщика!

Кто предупрежден, тот вооружен
(praemonītus praemūnītus — латынь)

Акт  проверки – что необходимо  знать
  (не рассматриваются особенности консолидированных групп)

1. Порядок уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов по акту проверки в связи с совершением налогового правонарушения.
Гарантией соблюдения прав налогоплательщика при решении вопроса о привлечения к ответственности в результате проверки налоговым органом, является обеспечение фискалами  условия  уведомления юридического лица о дате и месте рассмотрения результатов  налоговой проверки. Не соблюдение этого условия может стать  основанием для признания решения инспекции незаконным.
Формы уведомления на практике бывают разными, что приводит к таким же разным вариантам их использования налоговыми органами, а также неоднозначности позиций  налогоплательщиков и судей, нередко выступающих «арбитрами» в спорах двух сторон. Стоит учесть, что  Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы извещения, не требует, чтобы она была обязательно письменной. Поэтому извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, помимо классического способа оповещения налогоплательщика — вручения уведомления лично под расписку, может быть в виде:
Направления уведомления  по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении).
Датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. Дата фактического получения значения не имеет. Такой способ направления акта инспекция вправе использовать только при условии, что налогоплательщик уклоняется от его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ). Иногда проверяющие «забывают» об этом условии, тогда налогоплательщик должен быть просто «знающим». Факт уклонения доказывает сама налоговая инспекция, с чем нередко она не справляется (Постановление ФАС Московского округа от 17.11.2011 № А40-19137/11-99-86).
Мнение не в пользу налогоплательщика:

  • Постановление ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N А76-7662/2012 — суд не обнаружил оснований для отмены принятого решения о привлечении организации к ответственности.

Положительная практика для юридического лица:

  • ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.02.2013 N А64-2276/2012 пришел к противоположному выводу: направление акта по почте заказным письмом является лишь дополнительным способом, используемым в случаях уклонения налогоплательщика от получения акта или невозможности вручить его лично под расписку.
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2012 N А19-17202/2011, ФАС Уральского округа от 12.05.2009 N А60-35186/2008-С8, ФАС Центрального округа от 09.09.2009 N А62-1280/2009. Решение налогового органа может быть признано недействительным, если подтверждение факта получения акта проверки и уведомления о месте и времени рассмотрения материалов отсутствует.  Факт отправки документов по почте с сопроводительным письмом, не свидетельствуют о надлежащем уведомлении.

       Справка: если все-таки сообщение опоздало,  и организация  не успела вовремя     представить возражения на  акт, то это может послужить основанием для отмены решения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10,  Постановление ФАС Московского округа от 17.11.2011 № А40-19137/11-99-86).
Извещения по телефону.
Для такого способа характерно то, чтоналоговый орган не имеет фактических доказательств того, что налогоплательщик действительно получил уведомление, и ему было известно о времени рассмотрения материалов проверки.
Положительная практика для юридического лица:

  • Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.07.2011 N А28-9482/2010,  ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2011 N А03-1498/2010, ФАС Поволжского округа от 01.07.2010 N А72-5120/2008, ФАС Московского округа от 23.08.2010 N КА-А41/9527-10, ФАС Уральского округа в постановлении от 03.11.2010 № Ф09-8493/10-С2 и  других.

Противоположное мнение судебных органов: 

  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2009 г. № А65-11142/2008. В данном случае суд пришел к выводу, что телефонограмма является надлежащим уведомлением налогоплательщика о рассмотрении результатов проверки.

На заметку: если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абзац 3 п. 2 ст. 101 Кодекса).

2.Разрешение спора с налоговой инспекцией, как правило, начинается с составления  возражений на акт проведенной проверки представителями фискального органа. Это позволяет до вынесения решения положительно для налогоплательщика решить часть вопросов  о доначислении налогов и привлечении к ответственности, либо уточнить ситуацию, внеся  конструктивные доводы и предложения.  Порядок представления возражений для камеральной и выездной проверки один и тот же.
Срок для подачи возражений.
Возражения готовятся и на акт в целом, и по отдельным его положениям. На это отводится 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 6 ст. 61 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

3. Совсем скоро станет обязательным досудебное обжалование всех ненормативных актов фискальных органов, их действий или бездействия. Госдума приняла в третьем (завершающем чтении) законопроект, предусматривающий упрощение досудебного урегулирования налоговых споров. Предусматривается несколько существенных изменений в сроках  документального рассмотрения и оформления результатов налоговой проверки.

4.Рассмотреть возражения на акт проверки перед принятием решения налоговики обязаны, а вот отвечать на них – нет. Фискалы могут указывать причины несогласия с  налогоплательщиком, а могут и не делать этого, т. е. решение по-прежнему может остаться без дополнительной информации.

Это важно знать

1. Обеспечить  налогоплательщику возможность представить возражения на составленный налоговым органом акт проверки является  обязанностью проверяющих органов (п.14 ст.101 НК РФ).
2.  Если  налогоплательщик желает ознакомиться с материалами проверки, то он имеет право это сделать (п. 2 ст. 101 НК РФ).
3. Срок на представление возражений начинает исчисляться только с момента вручения акта,  налоговый орган не может вынести решение до окончания этого срока.
4. Неполучение письма еще не означает уклонения от получения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу № А45-9566/2009).
5. Когда контролирующее ведомство выносит решение, оно должно учитывать возражения, представленные налогоплательщиком, даже при условии, что они представлены свыше полагающихся  15 рабочих дней после того, как налогоплательщик получил акт проверки, ведь в Налоговом кодексе РФ нет запрета. Дополнительным  подтверждением этому служит  Постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2011 № Ф09-6159/11.
6. У организации, которая  по срокам не смогла вовремя представить возражения, есть возможность,  в соответствии с п.4 ст.101 НК РФ, дать пояснения в день рассмотрения материалов проверки. Проверяющие могут продлить срок вынесения решения (п.1, п.6 ст. 101 НК РФ).
7. Если в акте налоговой проверки не указаны причины доначислений, налогоплательщик не имеет  возможности представить возражения. Решение, вынесенное на основании такого акта, может быть признано незаконным.
8. Всякое дополнительное решение незаконно. Статья 101.2 НК РФ не предусматривает возможности вынесения вышестоящим налоговым органом без соблюдения процедуры, установленной названной правовой нормой, дополнительного решения о внесении изменений в ранее принятое решение (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 № 07АП-4162/1).
9. При досрочном направлении организацией возражений в налоговую инспекцию, последняя не имеет права выносить решения до окончания полагающегося нормативного  срока на подготовку возражений (Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2010 № КА-А40/16633-10, Письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
10. Форму и содержание представления возражений на акт проверяющих органов налогоплательщик выбирает самостоятельно, учитывая рекомендации налогового, финансового ведомств и требований нормативного законодательства
11. И другое…

А это просто для сведения….

  • Компании не обязаны представлять документы во время приостановления выездной налоговой проверки.  Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд (определение ВАС РФ от 29.04.13 № ВАС-2839/13).
  • Если решение налоговой инспекции по итогам первоначальной проверки отменено в связи с процедурными нарушениями, допущенными проверяющими, региональное налоговое управление вправе провести повторную налоговую проверку. Такой не совсем приятный для налогоплательщиков вывод следует из определения ВАС РФ от 19.06.13 № ВАС-7738/13 об отказе в передаче данного дела в Президиум этого суда.

Изложенный материал является практически совсем малой частью обширной темы налоговых проверок, но и из него видно, что,   общение  с  контролирующими органами  является неотъемлемой частью работы бухгалтеров. Как правило, проверки сопровождаются просьбами, требованиями, претензиями, которые (к сожалению) часто бывают необоснованными.  Поэтому девиз, прозвучавший  в начале статьи:  «Кто предупрежден, тот вооружен» является по-настоящему актуальным.