+7 (499) 397-85-35
[email protected]
г.Москва Мажоров переулок д.7А первый подъезд

Личный кабинет

Вход Регистрация

Услуги


Читать все новости

Трансфертные цены – «загадки и открытия» нормативного законодательства

Трансфертные цены – «загадки и открытия» нормативного законодательства

Знание законов заключается не в том,
чтобы помнить их слова,
а в том, чтобы постигать их смысл»

Цицерон

Часть законодательных актов, принимаемых в нашей стране, называют жизненно назревшими, долгожданными, крайне необходимыми. К таким законам относится вошедший в действие с 1 января 2012 года Закон о трансфертном ценообразовании № 227-ФЗ (далее Закон).

История появления трансфертных цен не такая простая, как кажется на первый взгляд. Трансферт означает  с латинского  transferee — переносить, переводить. Используемых значений у термина «трансфертные цены» очень много, по приблизительным подсчетам, более десятка. Сложность раскрытия темы заключается в многогранности заложенного смысла и использования этого понятия.

Экономическое содержание  понятия «трансфертной цены» и неотъемлемого понятия «трансфертное ценообразование» вызывает на протяжении длительного периода времени многочисленные дискуссии среди российских и зарубежных специалистов. Различные подходы к теоретической основе этих терминов в основном сводятся к вопросам цели их появления, методов решения поставленных задач и конкретного  применения в   практической деятельности.  

Об истории…

Чтобы правильно понять недавно вступивший в действие закон, необходимо вспомнить историю  появления законодательства о трансфертном ценообразовании, которое относительно недавно (середина 1960-х годов)  появилось в Америке. Именно там транснациональные корпорации начали осуществлять свою полномасштабную деятельность, добиваясь значительных успехов в получении прибыли. Законодательства других стран в значительной степени отличались от законодательства США. Это явилось причиной поиска взаимоприемлемых решений в области формирования цен. Так через несколько  десятилетий (1995 г.) принимается Руководство (ОЭСР) о трансфертном ценообразовании ˂1˃, цель появления которого была в том, чтобы учесть особенности законодательства и специфику деятельности предприятий различных стран мира. Занимая основную позицию в развитии экономики, транснациональные компании стали использовать приемы интеграции, одновременно осуществляя свою деятельность в нескольких странах мира и, конечно, регулируя цены между составляющими их структурными звеньями (предприятиями, организациями и т.д.). Началось формирование трансфертного ценообразования, которое на сегодняшний день не теряет своей актуальности.

Отличительной особенностью и преимуществом таких цен являлась возможность оптимизировать финансовые потоки путем установления так называемых «своих» цен, которые отличались от рыночных. В таких ситуациях  внутренние цены корпорации либо завышались, либо занижались чрезмерно, но в целом по корпорации  нарабатывалась максимальная прибыль. Достигалось это на разнице уровней налогообложения, которые существовали в различных странах, где находились компании одной и той же корпорации с дополнительным использованием цен значительно ниже рыночных.

Итак, одна из многих  схем: производитель (в стране с высоким уровнем налогообложения) продает продукцию покупателю, входящему в состав корпорации, который находится в стране с льготным  уровнем налогообложения, по ценам значительно ниже рыночных цен.  Использование такого  метода  внутри одной корпорации позволяло  при наименьших затратах получать максимальный результат.
История развития трансфертного ценообразования в России насчитывает не один год, но такие серьезные преобразования появились впервые. При изучении рассматриваемой темы необходимо помнить, что применение на практике элементов нерыночного ценообразования может вызвать в экономике серьезные негативные последствия – вот почему так важна эта тема.

История развития трансфертного ценообразования в России насчитывает не один год, но такие серьезные преобразования появились впервые. При изучении рассматриваемой темы необходимо помнить, что применение на практике элементов нерыночного ценообразования может вызвать в экономике серьезные негативные последствия – вот почему так важна эта тема.

Основные изменения в принятом законе:

1) значительно расширен  и уточнен круг взаимозависимых лиц (ст.105.1 Закона). Внимание: названный  перечень не является     исчерпывающим;

2) изменилось понятие рыночной цены.  Рыночные цены также определяются новыми методами, например, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105.7 Закона).

3) в целях   налогообложения  в сделках между взаимозависимыми лицами  появились изменения при использовании понятия рыночной цены  (в т.ч. биржевые торги, оценочная деятельность, соглашение о ценообразовании и т.д.)  (ст.105.3 Закона);

4) изменился порядок  взыскания дополнительно начисленных налогов, пеней и штрафов при проверках полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами: порядок стал судебный, взамен внесудебного, что  является  дополнительными гарантиями прав налогоплательщиков (ст.105.17, ст. 101, ст.101.2 Закона);

5) контролируемая сделка (ст.105.14 Закона) – по  ней устанавливается обширный список новых дополнительных признаков, по которым сделка подлежит дополнительному контролю со стороны контролирующих органов (в т.ч. присутствие понятий: наличие нулевой ставки,   налогоплательщик НДПИ, особая  экономическая зона — с 01.01.14 и т.д.);

6) представление федеральному органу исполнительной власти пакета нормативной документации в целях налогового контроля (ст.105.15). Установлен уровень суммы доходов по всем контролируемым сделкам;

7) появление новых прав и обязанностей: появилась необходимость сообщать налоговой инспекции о проведенных контролируемых сделках (ст. 105.16, ст.129.4 Закона). Налогоплательщик имеет право  признать себя и своего контрагента  (самостоятельно) взаимозависимыми лицами и произвести доначисление налога (ст.105.1 Закона);

8) уведомление о контролируемых сделках. Контролирует исключительно ФНС России.  Уведомления  налогоплательщиков о совершенных контролируемых сделках, извещения территориальных налоговых инспекций, которые выявили в ходе проверок (камеральной, выездной) контролируемые сделки; иная информация в ФНС – все это является основанием для проведения контроля. Период — трехгодичный, тот, который предшествует  году принятия решения о проведении проверки (ст.105.16 Закона);

9) введено два новых института в НК РФ: симметричные корректировки и предварительное соглашение о ценообразовании (ст.105.18,  ст.105.19 Закона);

10)крупнейшие налогоплательщики будут иметь право заключать с ФНС России соглашение, которое позволяет согласовать позиции  относительно порядка определения  цен  и применения методов ценообразования в контролируемых сделках (ст. 105.19 Закона);

11)определился диапазон рыночных цен, формирующийся рядом обстоятельств и, благодаря анализу которых,  можно установить оптимальный ценовой показатель. При верном определении такого диапазона налоговые претензии не грозят налогоплательщику. А, если все-таки появляется некоторая неясность, то применяется дополнительное расследование, в результате которого устанавливается, соответствует ли рыночной цене цена самой сделки или нет;

12)для обоснования цен расширен перечень источников информации (практически он стал почти безграничен). Эти источники могут использоваться как самими налогоплательщиками, так и  налоговыми органами;

13)контролируемыми будут признаваться внешнеторговые сделки с товарами биржевой номенклатуры: нефть, драгоценные металлы, черные и цветные металлы, а также сделки, когда одна из сторон  зарегистрирована на территории другого (иностранного) государства, применяющего режим налогообложения, при котором российской стороне информация не предоставляется.

14)  иное.

 
Сфера применения трансфертных  цен:  

1) В рамках одного юридического лица.

В данном варианте трансфертные цены рассматриваются как внутрихозяйственные, используемые  для оказания услуг, передвижения товаров, оценки выполняемых работ в границах  одного предприятия. Такие цены называют иногда «внутрифирменными».

Формирование цен носит характер условности, учитывая особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такие цены служат инструментом учета, измерения, контроля и ряда других аналогичных функций. Трансфертные «внутрифирменные» цены оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности как отдельных звеньев внутри предприятия («производственных узлов»), так и предприятия в целом. Юридическое лицо представляется как  единая финансово — хозяйственная основа,  объективно испытывающая на себе прямое влияние трансфертных цен.

Применение трансфертных цен в границах одного юридического лица служит также  инструментом для решения управленческих задач.

2) Сделки между связанными компаниями, совместными предприятиями.

Трансфертные цены носят  собирательный характер, объединяя минимум две  отличительные  особенности: неотделимость от конкретного товара, работы, услуги с конкретным продавцом, покупателем. Одновременно  устанавливается связь между условно именуемыми «контактными центрами» — связанные компании, предприятия. Образующиеся  «незримые мосты», оказывающие влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности каждой компании/предприятия и носят название трансфертных цен, применяемых при таких совершаемых сделках.

Трансфертные цены учитывают специфику производственной деятельности и юрисдикцию каждого отдельного «контактного центра». Но, при совершении сделки со своей родственной компанией (дочерней, материнской), т.е. контролируемыми компаниями, могут устанавливаться любые выгодные цены. Если компании находятся в разных юрисдикциях, можно очень выгодно сэкономить на налогах, умело манипулируя в сторону тех компаний, в которых применяются льготные налоговые режимы. Именно трансфертные цены служат регуляторами, делая минимальной прибыль там, где применяются высокие налоговые ставки и, одновременно  увеличивая положительный финансовый результат всей совокупной структуры, например,  холдинга.

Применение таких цен между взаимозависимыми предприятиями/компаниями подразумевает использование характерной  контрактной цены, которая должна учитывать  рыночную оценку сделки. Поэтому, контролируя трансфертное ценообразование, одновременно устанавливается контроль за сделкой между взаимозависимыми лицами, что и является одной из основных целей принятого нового закона.

3) Сделки в транснациональных корпорациях

Понятие трансфертной цены в транснациональных корпорациях предполагает использование специфики международного законодательства и правил, применяемых для концернов. «Правило вытянутой руки», когда цена учитывает рыночный уровень сделки на базе аналогичных сделок, при применении трансфертных цен в корпорациях, как правило,  не принимается во внимание. Данный термин впервые применился в законодательстве США, но постепенно стал международным. Это правило является одним из  критериев для оценки трансфертной цены: цена рассматривается как соответствующая или не соответствующая основным требованиям используемого правила.

При формировании подобных цен,  корпорации вынуждены учитывать одновременно многочисленные внутренние и внешние факторы (рыночные колебания, таможенные налоги и пошлины, производственные потоки внутри объединения, специфику  законодательств  своих и иных  стран).

 
В заключении необходимо отметить, что новые правила контроля  над  ценами по сделкам уже начали применяться  с 1 января 2012 г.  Вопросов по их применению будет еще очень много, но на сегодня можно смело констатировать: сделан большой прорыв в сложной области ценообразования. Предстоит на практике почувствовать всю многогранность   вышедшего закона. Сложности по его применению, по  всей вероятности, тоже будут.

В целом же значение этого законодательного акта трудно переоценить: от его  исполнения зависит, какие цены будут действовать в  нашей стране, как это затронет интересы государства и бизнеса, почувствует ли экономика введение принятых новелл ценообразования.

 
Дополнительная информация:

1. ˂1˃ — Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов».

……………………………………………………………………………………………………..
2. О признании сделок контролируемыми по суммовому критерию.
 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-01-18/3-59   «О совершении контролируемых  сделок……»

………………………………………………………………………………………………………
3. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-57 «Об уведомлении налоговых органов о совершенных контролируемых сделках».

………………………………………………………………………………………………………
4. Письмо ФНС России от 12.01.2012 № ОА-4-13/[email protected] «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения».

………………………………………………………………………………………………………

5. К сведению:

— новая редакция положений НК РФ о трансфертном ценообразовании предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате установления цены сделки, не соответствующей рыночной конъюнктуре;

—  новые правила по контролю за ценами по сделкам начали действовать с 1 января 2012 г. Возникает еще много вопросов по их применению, например, в специфичной банковской сфере, бюджетной сфере, но правила трансфертного ценообразования в ключе таких понятий в данной статье не рассматриваются.

……………………………………………………………………………………………………..

Заказать звонок



Контрольный вопрос:

Срочная консультация
Стоимость одной письменной
консультации – 7000-10000 рублей.

Стоимость одной устной
консультации – 3000-5000 рублей.





Контрольный вопрос: