+7 (499) 397-85-35
[email protected]
г.Москва Мажоров переулок д.7А первый подъезд

Личный кабинет

Вход Регистрация

Услуги


Читать все новости

Действия Президента РФ по упрощению порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса устанавливается ответственность за правонарушения в налоговой сфере. Так, статьей 199 УК РФ запрещается уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

В настоящее время действует правило о том, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (часть первая.1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Данная норма была введена Федеральным законом от 06.12.2011 №407-ФЗ и вступила в силу на следующий день: 7 декабря 2011 года.

Отметим, что до введения в действие данной поправки в УПК РФ ежегодное количество возбужденных уголовных дел превышало порог 11 500, а после — достигало отметки в 2-2,5 тысячи.
11 октября 2013 года в Государственной Думе РФ зарегистрирован, внесенный президентом РФ, небольшой по объему законопроект №357559-6, содержанием которого является признание части первой. 1 статьи 140 УПК РФ утратившей силу.

Правоохранительные органы, и прежде всего – Следственный комитет, к подследственности которого отнесены налоговые преступления (п.п.1 пункта 2 статья 151 УПК РФ), вполне логично посчитали недопустимым ограничением собственных полномочий серьезный фильтр в лице ФНС РФ и его подведомственных учреждений (налоговых инспекций и управлений) как единственной основание для рассмотрения самого вопроса о квалификации деяния в налоговой сфере.

Согласно Налоговому кодексу (статья 82, пункт 3) налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Отметим, что до вышеупомянутого Закона №407-ФЗ действовало правило о том, что в основу обвинений клалась судебно-бухгалтерская (экономическая, судебная налоговая, бухгалтерско-экономическая) экспертиза, которая выполнялась государственным экспертным учреждением. Причем зачастую данный отчет выполнялся уже после возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению (п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №64 от 28.12.2006г.).

Принятие законопроекта №357559-6 резко усилит возможность правоохранительных органов давления на бизнес-структуры. В силу наличия у Фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» абсолютного большинства в Государственной Думе, позволяющей беспрепятственно вносить поправки даже в Конституцию РФ, юридически проблем с принятием данного закона не существует. Полагаем, что единственным препятствием для придания законопроекту юридической силы является лоббистская деятельность оппонентов законопроекта, приближенных к предпринимательскому сообществу и гражданскому обществу, и негативные публикации и высказанные мнения в значимых печатных и электронных СМИ, что может ослабить репутацию Президента РФ как гаранта прав и свобод граждан (статья 80, часть 2 Конституции РФ): ясно, что основанием для прекращения возбужденных налоговых дел ещё до стадии передачи дела в суд являлись далеко не объективные причины (подавляющее число возбужденных налоговых уголовных дел не влекли обвинительные приговоры судов, а прекращались по разного рода основаниям).

Однако, отметим и дисциплинирующую роль законопроекта №357559-6: сам факт существования в системе действующего законодательства стандартного порядка возбуждения уголовного дела и по налоговым составам (например при отсутствии решения налогового органа или отчета государственного экспертного учреждения) будет стимулировать участников гражданского оборота к соблюдению законности и будет способствовать более интенсивному обращению предпринимателей к аудиторским организациям, налоговым консультантам, юристам. Будет развиваться и практика участия аудиторов в качестве экспертов и специалистов, а также защитников на стороне обвиняемых.

Небезынтересно будет добавить, что согласно статье 76.1 (пункт 1) Уголовного кодекса 1. лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Максимов М.Б.

Заказать звонок



Контрольный вопрос:

Срочная консультация
Стоимость одной письменной
консультации – 7000-10000 рублей.

Стоимость одной устной
консультации – 3000-5000 рублей.





Контрольный вопрос: