Перспективы саморегулирования и дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования саморегулирования в аудиторской деятельности и проводится анализ влияния изменений в системе саморегулирования на дальнейшее развитие отрасли.
В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности является создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, в частности, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества. Основная идея саморегулирования заключается в передаче части функций государственного регулирования профессиональному сообществу, что должно способствовать развитию предпринимательства за счет снижения административных барьеров и неоправданного бюрократического давления.
Понятие саморегулирования приведено в ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Одними из первых на саморегулирование перешли арбитражные управляющие и оценщики. С 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», предусматривающий отмену лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (далее — СРО аудиторов или СРОА).
Профессиональное аудиторское сообщество в тот период неоднозначно отреагировало на законодательные изменения. Противники саморегулирования в аудиторской деятельности аргументировали свою позицию неготовностью отрасли к саморегулированию, так как аудит в России начал развиваться лишь чуть более 20 лет назад. Сторонники изменений, напротив, обосновывали свою позицию тем, что переход на саморегулирование инициирует качественные изменения в нормативном регулировании аудита и будет способствовать развитию отрасли, что в конечном итоге, позволит повысить качество оказываемых услуг.
По прошествии нескольких лет можно подвести некоторые итоги в этом вопросе. Основной итог — саморегулирование аудиторской деятельности состоялось. Более того, можно с уверенностью говорить об эффективности процесса саморегулирования.
Во-первых, деятельность СРОА в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие нормативного регулирования аудита в России.
Во-вторых, в рамках СРОА выстроена четкая и понятная система внешнего контроля качества за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, которая способствует повышению качества аудиторских услуг в России.
Во многом успешному внедрению саморегулирования аудита в России способствовало то, что аудиторская деятельность была подготовлена к саморегулированию благодаря активной организационной и методологической работе, проведенной аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, являющимися предшественниками СРОА.
Безусловно, переход на саморегулирование сопровождался определенными сложностями и проблемами, часть из которых не решена и в настоящее время. Например, СРОА сталкивались с трудностями при автоматизации процесса ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, с трудностями при организации системы повышения квалификации аудиторов, при формировании внутренних регламентов каждого СРОА. Но, в целом, эти проблемы постепенно решаются, и в конечном итоге можно сделать вывод о положительном влиянии саморегулирования на развитие отрасли.
По нашему мнению, в условиях формирования инновационного типа социальноэкономического развития, а также общественной значимости аудиторской деятельности, в том числе как элемента экономической безопасности государства, саморегулирование на этом этапе является оптимальной моделью. Мировой опыт показывает необходимость развития саморегулирования и доказывает его эффективность, что особенно актуально для профессий, которые наделяются публичноправовыми функциями.
В целях защиты прав и законных интересов всех заинтересованных пользователей финансовой информации и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо усиливать требования к качеству аудита, проводить работу, связанную с повышением роли аудита и значения аудиторского з аключения для пользователей финансов ой информации. Реализовать эффективно данную задачу можно только в условиях развития полноценной модели саморегулирования, предполагающей наличие нескольких СРО для развития свободы предпринимательства и конкуренции.
По состоянию на 30 апреля 2015 г. в Российской Федерации официально аккредитованы пять СРО аудиторов (табл. 1).
Таблица 1. Перечень СРО аудиторов
АПР | Аудиторская палата России |
ИПАР | Институт профессиональных аудиторов |
МоАП | Московская аудиторская палата |
РКА | Российская коллегия аудиторов |
ААС | Аудиторская ассоциация «Содружество» |
Ежегодно Минфин России обобщает и публикует в своих докладах основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. В докладе Минфина России за 2013 г. приведено количество аудиторских организаций, являющихся членами СРО аудиторов (табл. 2).
Таблица 2. Количество членов — аудиторских организаций
По состоянию на 31 декабря | АПР | ИПАР | МоАП | РКА | ААС |
2009 | 1046 | 255 | 818 | 534 | 397 |
2010 | 1161 | 298 | 1087 | 769 | 722 |
2011 | 1107 | 298 | 1069 | 777 | 752 |
2012 | 1056 | 346 | 1236 | 885 | 1310 |
2013 | 992 | 317 | 1196 | 878 | 1343 |
2014 | 921 | 295 | 1108 | 847 | 1334 |
Исходя из представленных данных, видно, что к 2014 г. в России сложилась система саморегулирования аудиторской деятельности, включающая пять СРОА. Аудиторские организации состоят в разных СРОА, их количество в каждом СРОА, в основном, возросло по сравнению с 2009 г.
Во всех саморегулируемых организациях аудиторов сформированы специализированные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением членами СРОА аудиторов требований Закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости, Кодекса этики. Ведется реестр аудиторов и аудиторских организаций, организована система повышения квалификации и др. Все СРОА успешно выполняют одну из ключевых задач — организацию и проведение в отношении своих членов внешнего контроля качества работы.
Вместе с тем Федеральным законом № 403-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», среди прочего, установлены новые требования к численности членов СРО аудиторов: до 10 тысяч аудиторов и 2 тысяч аудиторских организаций. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2017 г. В результате этих изменений на рынке аудита к 2017 г. может остаться или одно-два СРОА, но не более. Укрупнение СРОА и тем более создание только одного СРОА, на наш взгляд, приведет к существенному ограничению конкуренции на рынке аудиторских услуг, к созданию новых административных барьеров для входа на рынок новых участников.
Необходимость функционирования нескольких СРОА обусловлена тем, что система саморегулирования только сейчас начинает формироваться как полноценная модель регулирования аудиторской деятельности. Действующие в России СРОА сегодня уже сформированы и выполняют возложенные на них функции, в этих профессиональных сообществах накоплен колоссальный интеллектуальный капитал и их усилия должны быть направлены, в первую очередь, на решение наиболее актуальных проблем и совершенствование аудиторской деятельности, на повышение значимости профессии.
В создавшихся же условиях реформирования саморегулирования аудиторской деятельности все СРОА в большей степени будут заняты не решением существующих проблем аудита и совершенствованием профессии, а организационными вопросами.
В переходный период, который уже начался, СРОА заняты вопросами осуществления перехода своих членов в новые СРОА, в последующем будут заняты формированием новой системы регулирования деятельности в рамках нового СРО, разработкой и утверждением внутренних регламентов, созданием новых специализированных органов.
Мировой аудит находится в кризисном состоянии, который вызван несоответствием механизма реализации целей и задач, изначально поставленных перед аудитом, потребностям экономики. В этой связи базовые положения российского аудита, который основан на западном опыте и развив ается по западному сценарию, также требуют переосмысления. В России сегодня многие проблемы в действующей системе регулирования аудита так и не решены, например, механизм аттестации вызыв ает массу нареканий со стороны аудиторского сообщества, не в полной мере определен порядок перехода на МСА и т.д.
Поэтому для дальнейшего развития аудита в России, по-нашему мнению, важно не сокращать коли честв о действ ующих СРОА, а направить весь имеющийся потенциал и накопленный опыт на дальнейшее развитие аудиторской деятельности, повышение значимости профессии.
Список литературы
1. Арабян К.К. Российский аудит в условиях инновационного типа социально-экономического развития // Аудиторские ведомости. 2011. № 4.
2. Чая В.Т. Концептуальные основы развития аудиторской деятельности: задачи и некоторые решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 41.
3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
5. Шеремет А.Д. Национальный союз аудиторских объединений — союз, продиктованный временем // Аудитор. 2012. № 1. С. 4.